ГОРОД КРОПОТКИН

Кропоткин является городом краевого подчинения и административно- территориальных единиц в своем составе не имеет. Устав муниципального образования города Кропоткина принят 19 июля 1996 года, изменения и дополнения внесены 9 и 22 августа 2000 года, 8 февраля 2001 года. Герба и флага город не имеет.

Город Кропоткин расположен в восточной части Краснодарского края на правом берегу реки Кубань. Прилегающие к городу районы - Гулькевичский с юга и Кавказский с востока, севера и запада. Площадь территории- 107,8 кв. км, протяженность с севера на юг - 8 км, с запада на восток - 11 км.

Геополитическое расположение города экономически выгодно. В системе населенных пунктов и прилегающих территорий он является центром, крупным транспортным узлом, в котором сходятся автомобильные дороги ФАД "Кавказ" Ростов-Баку) и Темрюк - Краснодар - Кропоткин - Ставрополь, а также железнодорожные линии Ростов - Владикавказ, Ростов - Минеральные Воды, Кавказская - Ставрополь - Элиста, Краснодар - Кавказская - Адлер.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В конце XVIII века в 5 верстах западнее Кавказской крепости на правом берегу реки Кубань было образовано небольшое военное поселение - постоянный пост наблюдения за черкесами, проживающими на левом берегу Кубани, и бродом через реку. Сначала этот пикет получил название "Пост у горелого дуба", а в 1813 году в документах Кавказского полка это поселение именуется уже как "Пост Романовский" (службу на посту несли донские казаки из станицы Романовской 1-го Донского округа области Войска Донского). В середине XIX века, после упразднения Кавказской крепости, на месте поста образовался небольшой хутор, и организовывались летние казачьи лагеря. Здесь, по правому берегу Кубани, проходил Ставропольский шлях, соединявший столицу Кавказского наместничества Ставрополь с главным городом Кубанской области Екатеринодаром.

В 1872 году было начато строительство железной дороги Ростов - бывший Романовский пост - Владикавказ и хутор стал быстро расти и развиваться, в основном, за счет иногородних лиц. Железнодорожная станция получила название Кавказская, поскольку строилась она на землях казаков станицы Кавказской. Первый поезд со станции Кавказской отправился 18 июня 1874 года, и долгое время именно эта дата считалась днем образования хутора Романовского и города Кропоткина. В официальных документах первые данные о хуторе Романовском появляются в 1894 году (до этого упоминается хуторской поселок при станции Кавказской или поселок Кавказский). В 1921 году постановлением Азово-Черноморского облисполкома хутор Романовский был преобразован в город Кропоткин в честь выдающегося географа, геолога, ученого-естествоиспытателя, теоретика и лидера анархизма Петра Алексеевича Кропоткина.

В довоенные годы Кропоткин развивался, главным образом, как крупный железнодорожный узел и административный центр Кропоткинского района. В 1928 году в городе был сдан в эксплуатацию первый в Советском Союзе маслоэкстракционный завод. К началу Великой Отечественной войны в Кропоткине было 10 предприятий железнодорожного транспорта, 26 промышленных предприятий, 3 электростанции, 2 кинотеатра, 2 гостиницы, 15 школ, 5 клубов, 4 библиотеки, аэроклуб.

С августа 1942 года по январь 1943 года Кропоткин был оккупирован немецко-фашистскими войсками. За период оккупации погибли 2 тысячи человек, были разрушены железнодорожный узел, все предприятия и многоэтажные здания.

После освобождения города в кратчайшие сроки были восстановлены экономика и социальная сфера Кропоткина, продолжено его развитие. В 1959 году построен химический завод, в 70 - 80-е годы вошли в строй предприятия западной промышленной зоны.

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ, АРХИТЕКТУРЫ И КУЛЬТУРЫ

Достопримечательностями Кропоткина являются:

- памятники археологии - курганы и курганные группы эпохи бронзы - средневековье, 16 насыпей;

- памятники архитектуры - 36 зданий, в том числе храм Покрова Богородицы (начало XX века), железнодорожный вокзал (1902 год), здания городского музея, администрации города;

- памятники истории - 17, в том числе парк 30-летия Победы, братские могилы советских воинов, погибших в 1942-43 г.г., братская могила партизан, братская могила мирных жителей, казненных фашистами, памятник курсантам Урюпинского военно-пехотного училища, погибшим при обороне Кропоткина в 1942 году, здание, в котором в 1921-24 г.г. размещался штаб батальона ЧОН, маслоэкстракционный завод, могила Героя Советского Союза А.В. Ваганова, памятная доска на доме, в котором жил кавалер ордена Славы трех степеней И.И.Никонов;

- памятники искусства - 5, в том числе памятник А.С. Пушкину

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

- 29 января 1943 года - день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков;

- 8 февраля 1921 года - день смерти П.А. Кропоткина;

- 14 марта 1921 года - хутор Романовский преобразован в город Кропоткин;

- 18 июня 1874 года - от станции Кавказская отправился первый поезд;

- вторые суббота-воскресенье сентября - День города Кропоткина;

- 9 декабря 1842 года - день рождения П.А. Кропоткина.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Экономический потенциал города по состоянию на 01.01.2002 г. составляют 1069 предприятий всех форм собственности. В разрезе отраслей народного хозяйства с учетом малых предприятий функционирует 71 промышленное предприятие, 36 строительных организаций, 10 предприятий торговли, 1 предприятие связи и 6 транспортных предприятий. В общей сложности действует половина зарегистрированных предприятий, более сотни предприятий дают сведения об отсутствии деятельности.

В городе зарегистрировано свыше 1300 предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности.

Промышленность является основной отраслью и представлена 21 базовым и 50 малыми предприятиями. В разрезе отраслей промышленности в городе выделяются:

-машиностроение (ОАО ''Кропоткинский машиностроительный завод'', ОАО ПО завод ''Радуга'', ОАО 'Элеватормельмаш'', ОАО завод МИССП, ДООО ''Кубаньводреммаш'', ООО ''Кропоткинский завод деревообрабатывающих станков'');

-перерабатывающая промышленность (ОАО ''Кропоткинский молочный комбинат'', ЗАО МЭЗ ''Кропоткинский'', ОАО ''Хлебокомбинат'', ОАО ''Кроппиво'', ЗАО ''Кропоткинский мясокомбинат'');

-строительная индустрия (ОАО ''Кропоткинское объединенное предприятие стройиндустрии '');

-химическая промышленность (ОАО ''Химический завод'', ОАО ''Химпродукт'').

Основные виды выпускаемой промышленной продукции: машины для строительства нефтегазопроводов, технологическое оборудование для предприятий АПК, оборудование для производства изделий из пластмасс, инвентарные здания, деревообрабатывающие станки, ученическая мебель, лакокрасочная продукция, тетрагидрофуран, альдегидофурановые смолы, железобетонные конструкции, швейные изделия.

Свыше 70% общего объема промышленного производства приходится на предприятия перерабатывающей промышленности, выпускающие следующие основные виды продукции: молочная, хлебобулочная продукция, масло растительное, плодоовощные консервы, пиво, мука, соевые продукты.

Система здравоохранения включает 9 медицинских учреждений, в которых работает - 1350 человек.

Всего учреждений культуры – 23 в работе, которых задействовано – 329 чел. Из них дворцов и домов культуры – 2, клубов – 1, библиотек – 9, музеев – 1, кинотеатров – 1, коллективов художественной самодеятельности - 21 , их численный состав - 918 чел. Система образования включает: общеобразовательных школ- 15, профессионально-технических училищ- 2, средних специальных учебных заведений- 6, высших учебных заведений и их филиалов- 6. Спортивные объекты города представлены: 31 - спортивным залом, 2- стадионами и плавательным бассейном. Наиболее культивируемые виды спорта: плавание, плавание в ластах, баскетбол, дзюдо, бокс, туризм, таэквондо, футбол, воздушная акробатика (батут).

К числу преимуществ Кропоткина, как потенциальных, еще полностью невостребованных факторов развития, относятся:

1. экономико-географическое положение на пересечении транспортных магистралей общероссийского значения (наличие федеральной автодороги "Кавказ", проходящей через город, позволяет развить сервисную сеть обслуживания придорожной полосы),

2. расположение в центре густозаселенного района,

3. наличие территориальных резервов для расширения площади застройки (компактность территории - одно из преимуществ Кропоткина, сберегающее ему капиталовложения, неизбежные при благоустройстве новых улиц, прокладке и эксплуатации коммуникаций и инженерной инфраструктуры) обеспеченность водными ресурсами и хорошо озеленен (по площади зеленых насаждений в расчете на одного жителя (562,0 м 2 ) он стоит на втором месте после Анапы),

4. накопленный производственный опыт.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Князь П. А. Кропоткин

История казачих регалий

Кубанское казачье войско

Кубанское казачество в 1917-1920 гг.

Сайт создан в системе uCoz